Юбилей беспечной жизни

В день 20-летия великого альбома Blur «Parklife» музыкальный обозреватель «Клише» вспоминает золотую эру брит-попа.

Механизм любви к музыке очень занимателен и совершенно неизведан. Откуда берутся песни на все времена? Почему их стало меньше (не считая придуманных шоу-бизнесом)? Или почему кажется, что стало меньше?

Начало 2010-х выходит пустым. На Западе передышка длится уже лет шесть, у нас не появлялось чего-то колоссального со времён Земфиры с пластинкой «Земфира» и Би-2 с пластинкой «Би-2». И вроде есть прекрасные песни, но прекрасных альбомов нет. И пиар развился до того, что диджеев считают музыкантами, а дети пьют яд прямо из алюминиевых банок…

Алло, мы ищем новые легенды, новые платиновые дебюты! Попсу, дынц-дынц и компьютерные поделки не предлагать!

20 лет назад всё было иначе. Ребята с улиц Манчестра и Лондона, Oasis и Blur, могли задавать ритм всего миру первыми же своими альбомами. 25 апреля 1994-го вышла третья и главная работа Blur «Parklife», через полгода братья Галлахеры подарили миру один из лучших альбомов в истории рока — «Definitely maybe».

90-е в качественной музыке – это они и только они. Брит-поп. Классический британский рок, цепляющий с первой ноты «Ре» первого трека «Rock’n’roll star» и не отпускающий уже никогда.

Ах, эти полные заблуждений разговоры о копировании кого-то кем-то! Где вы найдете более «битловскую» песню, чем «Married With Children»? Сколько процентов «ZZ-top» в «Cigarettes & Alcohol»? А ведь это едва ли не главная песня раннего Oasis, и она прекрасна.

Брит-поп – это в принципе возвращение. Эту музыку придумали для поддержания жизни на земле в 60-е, само название появилось в 80-е. В 90-е группы, копировавшие легенд, сами стали легендарными.

Брит-поп исполнил вечную мечту, недосягаемую для человека: он вернулся в свою старую комнату с игрушками и снова стал ребёнком.

А вы думаете, откуда в их текстах столько света, этого вечного галлахеровского «саншайна»? Сатира Blur жёстче, но и в ней есть что-то домашнее.

B00004RJLB_02_LZZZZZZZ

Кстати, Blur в смысле стиля развивался быстрее (возможно, оттого, что далеко не всегда группу преследовал настоящий успех), больше экспериментировал со звуком, пока не создал нечто под названием «Think tank» (2003) – альбом, звучащий как бессмысленная вечеринка посреди пустыни.

Это уже было время современного инди, и Blur, в отличие от Oasis, всегда предвосхищал появление данного стиля. Эпохальная «Song 2» — уж, конечно, не «псевдо-Beatles»…

Музыка Blur вместила в себя и панк, и психоделику, и хаус, и городской юмор, и гаражную культуру. Может, поэтому «Parklife» не производит такого монументального впечатления, как «Definitely maybe» (хотя каждый трек по отдельности ни с чем не спутаешь).

Blur дебютировали за несколько лет до «Parklife», а эта пластинка стала вершиной трудного пути. Жизнь помотает Дэймона Албарна и его команду ещё не раз. Дойдет до того, что Дэймон соберёт Gorillaz – группу, которая, похоже, пела не только для людей, но и для пылесосов и микроволновок.

А буквально на днях мы увидели сольный альбом Албарна, где песням в стиле Gorillaz придано спокойствие. Как если бы я убирался в квартире, и это транслировалось по федеральному каналу.

Oasis, напротив, всё время шёл одним путём. Но в 2000-х обе великие группы придут к общему результату.

Всемирная «Битва брит-попа», кое-где переходившая грань смертельной вражды (когда Ноэл Галлахер в интервью посылал проклятья участникам Blur), не пощадила своих бойцов. Oasis распался в 2009-м. Blur после долгого перерыва собрался для того, чтобы пожинать плоды прежних успехов.

А теперь мы ждём, когда слова «мировая звезда» снова можно будет произносить не ухахатываясь, а с любовью.

 

Автор: Артём Борисов

Добавить комментарий