Учить нельзя игнорировать

В очереди за билетами в кино царит атмосфера лихорадочно счастливого предвкушения. За спиной слышу: «Так на что пойдем-то?» — «Ну, ближайший сеанс – «Географ глобус пропил». — «Да ну, ты вслушайся в название. Сразу же понятно, что фигня какая-то».
Наступает моя очередь подходить к кассе и брать билет как раз на эту «фигню». «Смотри-ка, опять на Географа идут, может, и нам?». Надеюсь, они приняли верное решение и пошли на фильм как раз про себя – про людей имеющих слабое понятие о том, куда идут. И про очень похожих на них проводников.

Картина Александра Велединского – экранизация одноименного романа Алексея Иванова и победитель фестиваля Киноатвр. Её самое заметное отличие от первоисточника — сюжетное время. Однако при перестановке времен суть происходящего в 90-е осталась прежним. Видимо, не так уж и стремительно ме няется жизнь в российской провинции. Её обитатель Виктор Служкин живет по-своему припеваючи. И попиваючи, — чему способствует суровый пермский климат и не самый удачный брак. Однажды герою надоело быть инфантильным очаровательным алкоголиком. При всей широте своего естественнонаучного профиля он чудом устраивается в местную школу учителем географии. При этом чувствует себя как студент, который должен знать всё, однако знает чуть больше, чем ничего. Однако что если бы тот студент попал к экзаменатору, который вместо того, чтобы слушать его, копался бы под партой в смартфоне или играл с кем-нибудь в карты? Это ровно то, чем занимаются на уроках многие нынешние школьники. Казалось бы, какое облегчение для Служкина.  Но на том экзамене вовсе не оценкой измерялись бы заслуги  студента и экзаменатора. А в том пермском запущенном классе учитель научил школьников вовсе не географии. В связи с этим, американскими родственниками Виктора Служкина можно считать героев фильмов «Учитель на замену» , «Полу-Нельсон», «Общество мертвых поэтов». Если вы уже видели этих учителей на экране – хвалим. Если встречали похожих в жизни – поздравляем.

Teachers
Восхищаться в фильме Велединского принято отображением русского недотёпистого психотипа и, соответственно, игрой Константина Хабенского. Возмущаться —  как неверной букве оригинального романа экранизацией. Что ж, людям, не знакомым с законами адаптации литературы для кино, не запретишь иметь мнение. Более позитивно настроенные зрители сравнивают «Географа» с другим отечественным фильмом, «Полетами во сне и наяву» 1982 года. Тоже не поспоришь, учитывая прямые отсылки к некоторым сценам. Однако нам, без пяти минут совсем взрослым, будущему ведущему поколению, полезно посмотреть этот фильм как с1ообщение от условных отцов: «Вы те еще негодяи, но, похоже, не хуже нас. Знаете, мы вам доверяем — гребите, куда посчитаете нужным». Волшебство этой картины в том, что история, построенная на конфликте поколений, в кои-то веки предлагает решение, не предъявляя героем какой-то особо трагической цены. Ответ такой же простой, смешной и легкий, как и сам фильм: это вообще глупый спор, вы и не представите, насколько вы близки, пока не начнете слушать друг друга. Главный герой слишком молод душой, чтобы прислуживать убийственно ответственному миру взрослых. Но и дети, казалось бы, могут только сочувственно относиться к человеку, который при всей своей мудрости является половым ковриком у ступенек социальной лестницы. А все это время у них перед глазами самый что ни на есть верный тип педагога. К его нравственным качествам поневоле стремишься. Но понимаешь, что во многом нужно непременно постараться быть лучше.

Автор: Дарья ПОТКИНА
Фото: Роман Фадеев

Добавить комментарий