Птицы спокойного полета. Рецензия на новый альбом Ноэла Галлахера

Хотя главным альбом этой части 2015-го года я назначил «Let It Reign» Карла Барата, новая работа Ноэла Галлахера «Chasing Yesterday» не менее важна, монументальна, попросту великолепна.

О генетической связи Барата, Галлахера и той части рок-н-ролла, которую мы называем то «великой», то «той самой», говорить излишне. Ноэл вообще появляется в качестве «главного пророка качественной музыки» практически в каждом моем тексте, за что приношу извинения, хоть это и чистая правда.

Сольные (или фактически сольные) альбомы почти всегда несут одно и то же ощущение. Как будто король мира, повелитель молний и бездны устал и заперся в спальне, чтобы, вдохновляясь только видом белого пододеяльника и запахом фиалки на окне, записать всё, что он думает о своём существовании в космосе.

Обычно это выглядит очень по-детски (что не всегда плохо). Какие-то погремушки, тишина и спокойствие, музыка текучая, никак не отвязная. Самый яркий пример — прошлогодний «Everyday Robots» Дэймона Албарна. Тот же Барат, когда распались The Libertines, создал несколько проектов, играл либертайнсовскую гитарно-бряцающую музыку, но самый мирный, камерный альбом издал в 2010 году под своим именем. И саму пластинку, чтобы не путаться, тоже назвал «Carl Barat«.

Когда-то, во времена распада Oasis, Ноэл говорил, что всегда старался писать для Oasis стадионные песни. Когда мы слушаем [теперь уже] два собственных альбома Ноэла и имеем в виду обозначенный выше феномен сольников, мы понимаем, о чем речь.

Второй альбом группы Noel Gallagher’s High Flying Birds близок по звучанию к первому и, возможно, чуть более хорош. Впрочем, обе эти работы – на твёрдую, качественную «четверку», если мерить их масштабами значимого мирового рок-н-ролла. «Четверка» – потому, что музыка здесь рождает сразу два ощущения: первое – что всё сделано чрезвычайно классно, ровно и приятно; второе – что альбом (как будто) можно улучшить до фантастического великолепия.

Вторая мысль очень странная, потому что это поиск добра от добра. Пластинкам Noel Gallagher’s High Flying Birds хватает всего. Абсолютно. Но мозг того, кто слушает Галлахера и близких к нему легенд, избалован, а потому рождает крамольные мысли: а что, если бы сюда вокал Лайама? А что, если бы здесь гитару погромче, как на стадионе? И прочее.

Пожалуй, у меня есть ответ. Песни Ноэла, попадающие на альбомы, действительно не нуждаются в улучшении. Но талант Ноэла-автора столь велик, что написанные им мелодии являются универсальными. Они талантливы ещё до обретения формы. И потому мы готовы представлять их практически в любом виде, с любыми аранжировками, чем и занимается наш пытливый мозг.

960x540

Теперь сменим сферу наблюдений и упомянем о том, что же всё-таки записано на пластинке «Chasing Yesterday». Собственно, мы уже начали разговор об этом – о спокойствии, о камерности сольников. Ноэл Галлахер записал очень спокойный альбом, местами минорный, местами семейный («На самом деле, «Dying Of The Light» – о наших с Сарой отношениях. Должно быть, это самая правдивая песня из всех, что я когда-либо писал»). При всей непринужденности и яркости группы Oasis, Ноэл никогда не производил впечатление отвязного юнца с гитарой (возможно, из-за внешности, которая всегда делала его солиднее, чем он был на самом деле – в своей душе и в интервью). И вот, кажется, настал момент, когда внешность точно совпала с возрастом и мироощущением.

Наступила зрелость, но не старость. Это очень славный момент. Это очень непродолжительный момент. И это рискованный момент, потому что старение рок-музыкантов – это одна из самых распространенных трагедий в музыке.

И вот в этой «точке зрелости» находится альбом «Chasing Yesterday». Он очень цельный в музыкальном смысле, как будто последняя работа Oasis «Dig Out Your Soul» вернулась с вечеринки домой. Утро, завтрак, будний день немолодой рок-н-ролльной вселенной.

Вообще интересное наблюдение: оба проекта, образовавшиеся после распада Oasis (Beady Eye Лайама и Noel Gallagher’s High Flying Birds Ноэла) звучат так, как будто у гитаристов Oasis просто отобрали педальки эффектов. Ритмика, мелодика, поэтика – всё те же. Что не может не радовать, как бы кто ни кричал про старение и вырождение.

Очень жаль, что распались Beady Eye. Хотелось бы послушать, на что сегодня способен Лайам и другие причастные к старому доброму бритпопу. Творческое состояние Ноэла Галлахера, Джонни Марра, Карла Барата наводит на мысль о том, что хорошая музыка в порядке. И главное, обратите внимание: ещё совсем недавно всё было не так!

Добавить комментарий