В моде перпендикулярность: рецензия на книгу Сергея Гейченко

Сергей Гейченко. «.:;!» (сочинения). – М.: Открытое культурное обозрение, 2014. – 128 с.

Сергей Гейченко. «.:;!» (сочинения). – М.: Открытое культурное обозрение, 2014. – 128 с.

Книга поэта и прозаика Сергея Гейченко «.:;!» (сочинения), которая была издана, раздарена и распродана  «Открытым культурным обозрением» ещё весной 2014 года, а сейчас, по слухам, готовится к переизданию, вполне отвечает своему экстравагантному названию: именно с такой интонацией укладываются в стихи причудливые отблески на гранях предметов загадочного бытия.

Впрочем, название нуждается в дешифровке.

. – это случайность вещная, попадающая в поле зрения наряду с несметным частоколом  прочих ей подобных знаков. Эта тема просматривается в тексте про зрение, но более широка: в точки «дробной вещной хрени» рассыпается восприятие, тяготеющее к «незнанию и самости».

: — это раскрытие, пояснение, излияние значения из знака. Проработка случайности (так называется первый раздел книги). Случайность, двоясь восприятием, открывает ворота для понимания своего смысла. Через эти ворота проходят резкие прямые тезисы, столь уверенно прочерчиваемые автором в созвездии пунктирных хлябей, олицетворяющих зыбость картины мира, отраженной в языке.

; — это поворот, выворот, «перекроение речи», вызванное «неутолением всякого рода». Однажды, году так в 2011, Сергей Гейченко, будучи аспирантом, вёл у нас какой-то семинар на тему то ли дейксиса, то ли Андрея Платонова, и сказано тогда было вот что: «Многие, дескать, пылкие авторы склонны переворачивать что-либо существующее на 180 градусов, дабы создать новизну, а ты вот, мол, попробуй-ка лучше развернуть на 90 градусов!» Именно это здесь и происходит повсеместно. «В моде парадоксальность», но и отвес, отблеск, неожиданный прыжок. В книге есть более одного стихотворения, где описываются ночные блики и тени. Метод (как и мотив) блика, пожалуй, можно назвать основным в поэтической манере Гейченко. Как око неймёт темноту и густую неразличимость, так и мозг неймет хитросплетения знаков и смыслов. Гейченко мужественно (подчас до гротеска) противится этим постмодернистким сумеркам, выхватывая точки опоры, вбивая в расползающуюся почву шпалы, «укрепляя ими порог». Получаются «тупые края» (второй раздел книги, доступный в сети как наименее ценный).

! – это тот самый «Лпдкти Лтыбр!» из стихотворения «Шпала». Прямо-таки жизненная сила бьёт ключом. Проявляется это в том, что автору не чужд своеобразный юмор, но также и некоторая доза хаоса – необходимая компенсация всего описанного выше металлического строения.

С названием разобрались.

ZgvWUf_r6mg

Автор: Даниил Григорьев

Что в книге есть?
Cложные иллюстрации художника Даниила Григорьева, не всегда напрямую соотносящиеся с текстами. Два раздела стихов, уже обозначенных, также три прозы. Есть очень хорошей фактуры стихи, например, про правильное использование репродукций Д. Поллока. Есть стихи с интересными, внезапными, но при этом уместными и эффективными вывертами, например, «Размножение», особенно третий акт. Есть стихи длинные, рассудительные, но несколько плосковатые по форме сравнительно с соседними; они бы, возможно, выиграли, будь они прозой (например, «Амвросий»).
Что касается прозы, то она странновата и тенденциозна (в хорошем или плохом смысле – зависит от согласия читателя с этими тенденциями). Складывается впечатление, что соль этой прозы – в ритме и звуке, ибо ритм здесь действительно дивно хорош на всем протяжении.

Что можно из книги почерпнуть?
В первую очередь, проработку случайности как таковую, в метафизическом смысле. Цепкие пальцы автора столь умело вылепляют схваченную хаотичность вещей во что-то осязаемое и доброкачественное, что этот метод невольно перенимается и читателем. Хотя многое в текстах, как уже отмечалось, тенденциозно, суть не в этом, а в самой подаче, которая ценна вне зависимости от того, согласны вы с идеями автора по существу или нет. Возможно, это и есть признак хорошей поэзии.

Автор: Никита Андреев

Добавить комментарий