Кубик Кубрика: No Porn Tonight

Ларс фон Триер в очередной раз наделал много шума. Грамотная рекламная компания «Нимфоманки» затащила на сеанс не только фанатов творчества немца-датчанина, но и алкающих пикантного зрелища подростков, и смущённых юных барышень, и просто любопытствующих. Ещё до выхода фильма о нём сложилось представление как о пятичасовом порно-марафоне, разбавленном размышлениями о мрачной бездне, зияющей в душах главных героев. Однако стоит ли судить по обложке?

Первая часть «Нимфоманки» — яркий пример хорошего маркетинга, так вопиюще не подходящего к хорошему кино. Трейлеры с бодренькой нарезкой чего-то запретного под «Раммштайн» и откровенные постеры многих ввели в заблуждение, но стоит только купить билет на сеанс — и через пару часов туман рассеется. Если воспринимать спокойно разговоры о сексе и обнажённые тела, то вы поймете, что это неглупое кино обо всем, что есть сложного в жизни. Кроме любви.

«Будет ли правильно, если я покажу детям ложе блуда?»

Фильм построен по классической схеме «рассказчик-рассказ» из нескольких повествовательных линий. Джо, женщина трудной судьбы, помятая чьими-то кулаками, рассказывает историю своей жизни приютившему её Селигману, приличному начитанному старичку. У последнего, кстати, есть чему поучиться — он терпеливо выслушивает рассказ девушки, наливая ей одну чашку чая за другой, и не выносит своих суждений раньше времени, лишь вставляет небольшие комментарии и подмечает детали. История разбита на главки, каждая из которых отличается от других по оформлению и настроению. Сложно представить, как в одном фильме могут находится гомерически смешная часть с Умой Турман, во время которой зрители складываются пополам от хохота, и драматическая часть в больнице, настолько напряжённая, что зал впадает в оцепенение от эмоциональной перегрузки. Кроме того, видеоряд периодически дополняется и разбавляется флэшбэками, титрами, рисунками, фотографиями и книжными страницами, постоянно меняется стиль монтажа и цветовая гамма. 

Сюжет сам по себе немного предсказуем, что, впрочем, не лишает его очарования. Главная в этом фильме, всё-таки, не история, а именно красивое и грамотное сочетание её с киноязыком, которым она рассказана. Фантазии и преувеличения Джо против энциклопедических знаний Селигмана, сравнение человеческих отношений с рыбалкой, а полигамии с полифонией — это всё просто и очевидно, но чертовски симпатично. Именно этим Триер и подцепляет аудиторию — яркие и узнаваемые приёмы режиссёра не доведены до крайности, а наложены на прочную и легкоусвояемую основу. В происходящем есть стиль, но не гротеск. И это самое изумительное. 

Несмотря на довольно специфичное и не слишком радостное содержание, фильм выглядит на удивление лёгким и светлым. Те, кто ожидал увидеть на экране трэш, угар и содомию, теперь сидят в уголке разочарованные — постельные сцены, несмотря на откровенность, сняты так безучастно и механично, что не вызывают совершенно никаких чувств. По сути, фильм является интеллектуальной драмой на границе с комедией, представителем типично европейского неопределяемого жанра, столь нелюбимого приверженцами голливудского кино-аттракциона.

В итоге получилась картина с идеальной дозировкой Ларса фон Триера и здравого смысла. В этом отношении фильм можно сравнить с «Синим бархатом» Дэвида Линча, где тоже был найден превосходный баланс между фирменным стилем режиссёра и доступностью его для понимания. Даже непонятно, что становится причиной таких сбалансированных произведений: уступка эксцентричного режиссёра или внезапный порыв вдохновения и взаимопонимания со зрителем. Да это, в принципе, и не важно — достигнутая гармония окупается с лихвой. И в моральном, и в материальном плане.

От «Кубика Кубрика» откровения мадам Джо получают 6 Тарантино из 10 за историю и 9 Кубриков из 10 за картинку.

Вторую часть «Нимфоманки»  смотрите в кинотеатрах с 6 марта 2014 года.

77

66

 

 

Автор: Екатерина Петялина

 

Добавить комментарий