«Ни радости и ни страдания». Первый релиз нового «Мумий Тролля»

Что-то скверно стало,

Что-то сводит ногу

(Илья Лагутенко, «Ноябрь»)

Новый мини-альбом «Мумий Тролля», как и предполагалось, получился очень спорным.

Четыре трека с EP «Пиратские копии» предваряют выход одноименного альбома, который должен ознаменовать новую эпоху в жизни дальневосточной группы, но пока лишь хочется сказать маленькое «спасибо» за то, что Илья Лагутенко ещё не успел разделаться со всем старым. Слава Богу, ребята по-прежнему играют на гитарах и барабанах. Ну, как играют… Чуть-чуть.

Единственный трек из «прошлой жизни», попавший на альбом – «Кажется». Эта песня по каким-то причинам не вошла в предыдущий релиз «SOS матросу», осталась для «Пиратских копий» и… в процессе работы была переделана из живой рок-н-ролльной штучки в полуэлектронную композицию, страдающую непропорциональностью. Куплет у неё минималистично никакущий, а припев – грохотно-гитарный.

Другой трек – «Мошка» – мог бы стать продолжением зоологической философской саги, начатой на предыдущем альбоме песней «Малёк». Но нет. «Мошка» – это боевик с опечаткой в названии: «Кошка» подошло бы больше. Ведь именно под эту музыку вы поехали бы сбивать на автомобиле кошек, если бы вам это пришло в голову.

Начало и финал мини-альбома – шестиминутные композиции «Пиратские копии» и «Ноябрь». Действительно, два полярных взгляда на музыку: первый – попса в стиле старого «Мумий Тролля», но абсолютно без изюминки, второй – психически странное полотно – точь-в-точь поздний Blur.

m460x460

И здесь необходимо снова протоптать тропинку к общим рассуждениям о смысле музыки.

Для кого создаются музыкальные композиции, альбомы, играются концерты? Если мы выделим несколько очевидных вариантов (1. для себя, 2. для публики, 3. для самой музыки), получится вот что.

Ни один музыкант (не считая, наверное, эстрадного пула) не скажет вам, что он выполняет заказ публики. Он может только ссылаться на слушателя («Очень рад, что людям нравится»), но тут же добавит, что всегда хотел всего лишь играть песни, а лейблы сами нашли его – и произошел успех: «Ну что ж поделать, я не виноват».

Позиции «для себя» и «для музыки» до определенного момента могут совсем не противоречить, а подгонять друг друга: талантливая группа играет с таким удовольствием и жадностью, что результат редко выходит плохим.

А дальше я настаиваю на психологической аномалии. В какой-то момент пункт «для себя» отделяется от пункта «для музыки». Это растворение знака «равно» следует оставить ученым, но факт остается фактом: сколько раз мы видели, как великий музыкант начинает делать чушь. Ударяется ли он в детство и примитивизм или, напротив, в эксперименты и беготню – не столь важно. Только что мы разбирали новый этап творчества Саши Васильева. Вячеслав Бутусов вот-вот выпустит новый альбом «Ю-Питера», и чтоб мне прикусить язык, если он будет драйвовым и современным.

А зачем Том Йорк записал 40 минут марсианских шумов? Надоел успех? Или это действительно будущее музыки? Как розовая пластиковая доска? Back to The Future.

«Музыка для себя» застала Илью Лагутенко на пятом десятке, и это заслуживает уважения. Тот факт, что группа, созданная в 1983-м году, выпустила первую неудачную пластинку в 2015-м, не нужно комментировать.

Вот только зачем это было сделано? «Мумий Тролль» за 30 лет не только не загнил, но даже не встретил достойных подражателей. Никто не умеет писать такие тексты, как Илья (подтверждение этому теоретически можно найти и на «Пиратских копиях»). И никто не умеет соединять эти тексты с великолепным рок-звучанием. Теперь – даже сам Лагутенко.

P.S. В мини-альбом не вошли ещё две новые песни «Мумий Тролля» — «Витамины» и «С чистого листа». И если клип на первую из них однозначно подтверждает наличие у Лагутенко «синдрома Gorillaz», то во втором треке всё не так плохо, хотя и по-семейному умиротворенно. Что ж, в таком случае ждём выхода полноформатного альбома.

Иногда они возвращаются?..

Добавить комментарий