Кубик Кубрика: рабская дюжина

Часто бывает, что действительно хорошие фильмы, получившие множество наград самых престижных кинофестивалей, не собирают кассу и весьма скромно проходят в прокате. Хочется верить, что с «12 годами рабства» такого не произойдёт.

Середина XIX века. Счастливый семьянин и примерный гражданин США Соломон Нортап пользуется уважением в обществе, воспитывает двух маленьких детишек вместе со своей супругой и, к тому же, отлично играет на скрипке. Но одним «прекрасным» днём его заковали в цепи, причём не где-нибудь, а в славной столице Штатов, и продали в рабство. Вот так запросто, потому что он чернокожий. Самое страшное, что фильм основан на реальной истории, и Соломон — это не абстрактная фигура, а самый что ни на есть настоящий человек, который описал часть своей жизни в книге «12 лет рабства». Во время своего закабаления Соломон повидал весь юг США, испытал на себе «ниггерскую» жизнь и сменил несколько хозяев — от добродушного, но слабого Уильяма Форда, до жестокого садиста Эдвина Эппса.

lupita-nyongo-12-years-a-slave-patseyКаст фильма (то есть, команда актёров) подобран невероятно и сверкает звёздами всех величин: от седеющего Брэда Питта до малоизвестной, но очаровательной Лупиты Нионго. Поверьте, здесь вам упрекнуть будет некого и не в чем — актёрская игра и режиссура практически безупречны. Про манеру Бенедикта Камбербэтча (Уильям Форд) уже многое сказано до меня — он качественно отыгрывает даже самую маленькую роль. Мои основные комплименты будут не ему и даже не Чиветелу Эджиофору, исполнителю роли Соломона, который поистине по-шекспировски преподнёс своего персонажа, а Майклу Фассбендеру. Редко сейчас встретишь отрицательного героя, не приукрашенного шармом актёра, однако здесь даже рыжая борода не добавляет плантатору Эдвину Эппсу обаяния. Фассбендеру удалось прыгнуть выше головы — сложно припомнить фильм, в котором фигурирует настолько же беспросветный грешник. Без намёков на раскаяние или чувство вины, без проблесков добра в душе — он самый что ни на есть отъявленный мерзавец. «Оскар» за лучшую роль второго плана пророчат именно ему, и вполне заслуженно.

slave11n-9-webПомимо повисшей где-то в будущем золотой статуэтки, фильм уже собрал немало реальных наград и номинаций. В основном критики отмечают хорошую режиссуру, актёрскую игру (как первого, так и второго плана) и операторскую работу. Если про первые две рассказывать бессмысленно — магические таланты каста и невидимую руку режиссёра вы почувствуете, лишь взглянув на экран — то оператор заслуживает отдельной похвалы. С самого начала картина приветствует нас великолепным нонсенсом: рабы стоят, как на открытке, на фоне зелёного тростника и смотрят, как их хозяин работает. В дальнейшем по ходу повествования подобных западающих в душу кадров будет немало. Плакатно-яркие леса, погасающие в темноте искры, безмятежно-голубое южное небо, остекленевшие глаза рабов, болота, влажный жар которых почти ощущаешь кожей — тщательно проработанные детали доводят происходящее на экране до предела реалистичности. Даже грязных и измождённых чернокожих рабочих оператор делает похожими на глянцевые эбонитовые фигурки. Тем контрастнее выглядит происходящая драма на фоне этих райских кущ.

12 Years a Slave film stillФильм довольно тяжёлый, не для попкорна и забавных комментариев, в этом его основное достоинство и недостаток. Кто-то будет аплодировать его убедительности и горечи, а кто-то будет недоволен льющейся с экрана безысходностью. Но именно это — та самая черта, которая отличает «12 лет рабства» от других неплохих картин на ту же тему. Благодаря тихому отчаянию в каждом кадре он выглядит гораздо правдивее и убедительнее других. В нём нет безусловно счастливого конца, как в «Джанго», и нет той причёсанности и условности, как в «Прислуге». Происходящее здесь показано предельно детально, спокойно и прямолинейно. Вот закатное солнце Луизианы, вот негр, вот его грустные глаза и шрамы на лице, вот шум ветра в листве. И всё. Нет необходимости объяснять словами, как больно или тяжело рабу, режиссёр будто говорит вам: «Просто взгляните на это».

Однако русский зритель может заметить ещё кое-что, кроме всего вышеперечисленного. Ему может вдруг показаться, что где-то он это всё уже видел. И будет несомненно прав. Есть в этой картине некое напечатление «Мёртвых душ» с открыточными видами Миссисипи вместо передвижнических русских рощиц. Вот только фокусируется камера не на помещиках, хороших или плохих, а на рабах, терпеливо гнущих спину на заднем плане.

Несмотря на все «но», фильм безусловно стоит посмотреть. Он оставит после себя противоречивое, но многогранное впечатление. Не скатываясь в банальность, он рассказывает простыми образами о непростых вещах.

hfhfhfkfhf

Без имени-2

Он получает от нас 7 тарантино из 10 за историю и 8 кубриков из 10 за исполнение.
Всем прекрасного настроения и гражданских свобод!

Текст: Екатерина ПЕТЯЛИНА

Добавить комментарий