Группа «Сансара»: «Пожалуй, будут особенно хороши»

Музыкальный псевдоэксперт «Клише» Артём Борисов создает рубрику «В поисках нового рока», в которой он будет рассказывать о российских рок-группах постклассического периода  (к последним классикам он относит «Би-2» и «Земфиру»). 

Начнём. Но почему псевдоэксперт*? Помимо «двойки» за матчасть, однообразного вкуса и отсутствия пропуска на закрытые вечеринки, я сразу признаюсь в нарушении главной заповеди музыкальной критики. Дело в том, что я люблю мейнстрим. Похоже, это очень неправильно и непрофессионально, но мне не дано оценивать песни по нотной прописи и литературному дару автора.

Чтобы действительно чувствовать любовь к песне, с ней надо пережить какую-то историю. Или просто увидеть: ого, все мои друзья тоже любят эту группу! Как приятно! Дай-ка я прислушаюсь к её дискографии…

И вы оттуда же?

Когда мой товарищ впервые познакомил меня с песней группы «Сансара» (это была «Чёлка»), мне подумалось: ну, вот! Опять подполье изгаляется, как может. Постмодернизм же! Очень стёбно, но в моём плеере этого не будет!

Прошло полгода – и я вижу группу «Сансара», чтоб не соврать… везде. Они зашли к Мише Козыреву на канал «Дождь», спели в прямом эфире «Нашего радио», а в Москве я сходил на их живые выступления дважды за шесть дней: 6-го числа они разогревали зрителей перед выходом «Мумий Тролля», а 11-го дали сольник.

В общем, неохваченной оказалась разве что программа «Вечерний Ургант». А ещё недавно ребята жаловались на нехватку нормальных записей их концертов.

Между тем группа существует с 1997-го года (правда, в разных видах и стилях) и основана  не где-нибудь, а в Екатеринбурге — городе, который по количеству легендарных рок-групп уступит разве что Петербургу. Они довольно долго шли к славе (и, похоже, ещё не пришли), хотя на том же великом ежегодном фестивале «Нашествие» ребята играют с 2000 года. Фантастика. А Лагутенко говорит, что лишь в этом году «Сансару» удалось отправить в серьёзный гастрольный тур по России и Украине…

«Так сложно давать мне эпитеты»

Лидера «Сансары» зовут Александр Гагарин, и с этого, наверное, нужно было начинать, потому что вокал – самое сильное оружие группы. Подвести может музыка (не каждый день мелодии достаются автору прямо от Бога), тексты (вот понравилась строчка – и ведёшь её все четыре минуты, забывая о разнообразии). Но пока у «Сансары» есть вокалист Гагарин, группа имеет неповторимое лицо.

Уникальность без перегибов на извращение. Это просто хороший рок с раскудрявыми текстами. Но: такого рока много, даже раскудрявого. Мы-то послушаем столько, сколько дадут, а вот продюсерам нужен имидж.

Сочетание отличных песен с дефектами речи производит невиданную бомбу! Достаточно послушать альбом «Ю ЛА». Что вы видите за этой музыкой? Студию, микрофоны, медиаторы, причёсанных парней (или, наоборот, панков с ирокезами), репетиции, улыбки, курьёзы?

Не знаю, как вы, а я вижу космос. Вокал Гагарина инопланетен. Он очень правильно делает, что выступает на концертах в очках – мы не должны видеть его глаза. Глаза часто меняют выражение и показывают за собой человека. Эти песни поёт и пишет не человек. И ему нельзя иметь чистый голос и дикцию. Иначе уйдёт вся психоделика, и это будет просто рок-ансамбль. С микрофонами, причёсками, репетициями, курьёзами…

Я думаю, Илья Лагутенко не зря провёз ребят по всей стране вместе с «Мумий Троллем». Это родные миры, и Лагутенко здесь выглядит даже более земным. А значит, «Сансара» может зайти дальше.

«Если б мы играли перед группой «Король и шут», у нас, наверное, были бы проблемы», — отшучивается Саша Гагарин после вопроса о том, как «Сансару» воспринимают зрители, пришедшие на «МТ». Ещё бы! Где нам найти строчку, более близкую Лагутенко, чем «Завтра тебя будет так мало» или «Мы как челюскинцы»?

Сотрудничество с Сергеем Бобунцом («Смысловые галлюцинации») – видимо, из той же оперы. Вот уж чем оба занимаются всю свою карьеру – так это галлюцинациями, и, что важно, смысловыми.

Надо упомянуть и одного из бывших участников «Сансары» — Феликса Бондарева. Этому человеку покорялось бесчисленное море проектов на нашем музыкальном пространстве, и нынешнее лицо «Сансары» (более близкое к классическому инди-рок-звучанию) Александр Гагарин создавал именно с союзе с Феликсом.

Итог

Вот теперь, пережив дискографию, концерты и дружеские разговоры о «Сансаре», я ей сдаюсь. Меня тронула эта музыка цветов и радиации, как на «Ю ЛА», эта облачная любовь под стандартные, родные гитары, как на «Игле». Нынешней версии группы Саши Гагарина я ставлю 4,5 балла из 5.

* мнение автора может не совпадать со здравым смыслом.

Фото: Ваня КЛЕЙМЁНОВ

Добавить комментарий