Генич и Розанов: две традиции футбольного комментария

Итоги конкурса «Лучший футбольный комментатор НТВ-Плюс-2014. Имени В.Н. Маслаченко» поразительны. Это редкий, почти заповедный случай адекватного хит-парада. А на первых его местах – два журналиста с абсолютно разной стилистикой, два двукратных победителя этого конкурса – Константин Генич и Юрий Розанов.

Константин теперь трехкратный.

[Рейтинг по итогам голосования зрителей НТВ-Плюс]:

Безымянный

Адекватность топ-листа проявляется во всем: по этому списку можно установить два типа аудитории, для которой работают футбольные комментаторы, и тот тип, который на сегодняшний день побеждает.

Константин Генич работает для массовой футбольной аудитории. Она желает эмоций и поверхностного анализа (зрителей, которые не желают вообще никакого анализа, в футболе практически нет, что отрадно). Константин Михайлович чрезвычайно активен, он – постоянный участник всех аналитических передач на спортивном НТВ, кроме того – блестящий футбольный прогнозист. Как минимум этот факт не позволяет усомниться в глубине его понимания игры. Более того, Константин имеет за плечами серьёзную карьеру футболиста – редкость для комментатора, тем более успешного.

Однако есть черты стиля, которые отличают Генича как главного представителя комментаторской традиции, сложившейся в конце 2010-х годов, от журналистской школы 1990-х. И хотя спутниковые каналы НТВ+ могут считаться автономными относительно общедоступного массового ТВ, их стиль всё равно неотделим от общего контекста: «телевидение сегодня» отличается от «телевидения вчера» как бы «наведенным порядком», усредненностью мыслей и слов, как будто с начала нового века взъерошенных художников причесали, а лысым мудрецам пожаловали парики.

Так же и Константин Генич, обладая глубокими футбольными знаниями, в своей телевизионной речи (а ничем иным, кроме как речью, комментаторы не работают) отражает некоторые попсовые тенденции. Выражаясь абсолютно по делу и правдиво, журналист данного поколения как будто теряет остроту языка и остроту взгляда, он (журналист) всегда одинаков и плавен.

img

[На фото — Константин Генич]

А вот другую сторону – «взъерошенных художников и лысых мудрецов» — представляет Юрий Розанов. Он бывает скучен для массовой аудитории (впрочем, не в ужасной степени – иначе не было бы второго места в конкурсе). Но самая характерная черта этой журналистской традиции – перемещение развлекательной функции на пятый-десятый план. Розанов, с одной стороны, «ученик» советской комментаторской школы, с другой – типичная языковая личность 90-х. Об одном из его учителей – великом Евгении Майорове – говорят, что он изобрел такой комментаторский прием, как молчание. Если сейчас сказать нечего – не нужно говорить. Это никак не назовешь ни попсой, ни стандартом…

Не являясь ни крикуном, ни хохмачом, ни эгоистом, Юрий Розанов стал едва ли не самым харизматичным российским комментатором. Потому что харизма – это умение оставаться собой и при этом быть адекватным обстоятельствам. И яркость личности, безусловно. Но тут проблем вообще не возникает: в случае Юрия Альбертовича яркая личность – это наличие уже упомянутых выше остроты языка и остроты взгляда.

1391546504_yuriy-rozanov

[На фото — Юрий Розанов]

Очень характерно, что в 2014-м году Генич и Розанов вынуждены были вести свои главные репортажи – с чемпионата мира в Бразилии – не на каналах НТВ+ (там турнир не показывался), а на двух крупнейших федеральных каналах, причем Константин – на «Первом», а Юрий – на ВГТРК.

Почему это интересно? Дело в том, что стиль того и другого комментатора очень точно совпал с манерой спортивного вещания обеих телекомпаний. «Первый канал» всегда показывал только самые важные футбольные матчи, коих не так много, а потому громаднейшая аудитория «Первого» нуждается в упрощенном, более поверхностном освещении футбола. А ВГТРК вот уже несколько лет имеет федеральный спортивный канал, а также семейство кабельного ТВ, таким образом, зрители ВГТРК подготовлены к более предметному и осмысленному разговору о футболе. Думается, в такой ситуации Генич с Розановым просто не могли поменяться местами.

Оба комментатора-победителя – большие мастера. Да и не только они – можно назвать ещё с десяток специалистов высочайшего уровня, и столько же – второго, также высококачественного эшелона. Причем в числе лучших будут даже те, кто умудряется сочетать в своей работе черты стиля и Константина Михайловича, и Юрия Альбертовича (например, Георгий Черданцев, Александр Шмурнов, Денис Казанский). Но, наверное, справедливо, что не они занимают две верхние строчки рейтинга: уж больно показателен пьедестал почета именно в силу различий между двумя победителями.

Генич и Розанов… Репортажи одного нужно слушать в шумной компании, репортажи другого – в мягком кресле, умиротворенно. И чувствовать разное – то причастность к празднику, то к искусству.

Да футбол, кстати, из этого и состоит.

Автор — Артём Борисов

Добавить комментарий