ЕГЭ-2014: скорее мертв, чем жив

11 июня сданы последние ЕГЭ. Самый ответственный для выпускников период подошел к концу, статистика показывает поразительно низкие средние баллы, а преподаватели и родители возмущаются: усовершенствования ЕГЭ-2014 оказались скорее негативными, нежели положительными.

Еще в начале 2014 года стало известно об организационных и технических нововведениях государственной итоговой аттестации. Помимо в целом усложненных заданий, процесс сдачи экзамена ужесточился повсеместным введением строгой системы контроля: это и металлодетекторы на входах в ППЭ (пункты проведения экзамена), и общественные наблюдатели, и камеры, установленные в аудиториях. Защите от списывания также должно было способствовать новое распределение контрольно-измерительных материалов: не по регионам, как раньше, а по часовым поясам. Неизвестно, в каких школах России все эти нововведения работали, как нужно, но по оценкам опрошенных преподавателей и одиннадцатиклассников, организация экзаменов была отвратительная.

«В ППЭ камеры в аудиториях установлены «через раз», кому как повезет, – говорит Светлана Капитунова, учитель информатики, – а металлодетекторы предусмотрены далеко не в каждой школе: у нас, например, не было. Понятно, что все эти нововведения в идеальном исполнении были бы затратными, вот и экономят, как могут».

Ситуация с техническим оборудованием ППЭ вышла действительно неоднозначная: знакомые ученики питерской школы признались, что металлодетекторы были, но не в виде рам, через которые нужно проходить, а в виде ручных сканеров. Экзаменующиеся прятали телефоны в обувь или носки, а проверяли их сверху вниз до колен.

«Телефоны у ребят собирали сопровождающие, как это было в прошлом году, – продолжает Светлана Капитунова. – Некоторые, конечно, все равно проносили с собой. Одну девочку выгнали с экзамена за зазвонивший будильник (при этом телефон был выключен, даже SIM-карта вынута). Понятно, что нарушение правил, детали никого не волнуют. Зато остальные нормально списывали: несмотря на заявления Рособрнадзора об «исключении утечек», ответы все равно появлялись в Сети за день до экзамена и давали возможность написать на тройку (часть вопросов оказалась перетасована). Общественные наблюдатели были: уходили по личным делам, как только заканчивался инструктаж экзаменующихся. Оставались только учителя из данного ППЭ, которым запрещалось даже ходить по аудиториям. В общем, честность экзамена под большим вопросом. Один парень из нашей школы даже смог вынести КИМ в туалет, сфотографировать, отправить, получить ответы и принести обратно. Его поймали с телефоном, а потом, правда, еще и на записи увидели весь перечень нарушений. Пересдача теперь только в следующем году».

Z-upAk1oHbY

Конечно, такие проблемы с организацией распространены не повсеместно: школа школе рознь. Но на этом каверзы ЕГЭ-2014 не заканчиваются. Казалось бы, в такой вольной обстановке все должны были написать на хорошие оценки, но удалось это только тем, кто умел списывать.

«Двоечник по математике написал экзамен на твердую «четверку». Школьный учитель был в шоке. А главное, что в аттестат идет большая из двух оценок: годовой и экзаменационный. Если «три» за год по предмету, а на экзамене получил «пять» (и наоборот) – ставят «пять».

Зато те, кто решал своим умом, столкнулись с трудностями: в КИМах (в первую очередь это касается именно математики) попадались задания, которых не было даже в тестовых вариантах с официального сайта, или задачи с измененными формулировками, которые ребята не могли понять. И это несмотря на обещания Сергея Кравцова, главы Рособрнадзора, включить в пробные версии ЕГЭ в том числе те задачи, которые будут идентичны заданиям на экзамене. Выходит, не только не включили (либо повезло единицам), но и добавили новые, к которым одиннадцатиклассники не были готовы. При этом сама цель тестирования – получить конкретные результаты с расчетом на подготовку, которая достигается тренировками и изучением кодифицированного материала. А не как в олимпиадах – выявить таланты и смекалку через решение осложненных задач.

Справедливости ради стоит заметить, что минимальные баллы по обязательным предметам также были значительно снижены по сравнению с 2013 годом. Минимальный порог по русскому языку, например, упал на двенадцать баллов, и теперь по русскому и математике единый «проходной»: 24 балла. На будущий год его уже снова планируют снизить. Из-за этого изменилось и отношение к оценкам: 55 баллов считаются хорошим результатом, когда как раньше с такой оценкой не приняли бы в престижный вуз. Данные наблюдения должны заставить сомневаться в качестве современного образования.

Пока что тенденция к многоплановому усложнению ЕГЭ приводит только к ухудшению результатов. Школьное образование зачастую не обеспечивает необходимую подготовку. Остается верить, что в будущем году уже существующие орг-нововведения будут воплощены в лучшем виде, а изменениям подвергнутся экзаменационные задания. На примере ГИА для 9 классов по русскому языку наблюдается уменьшение тестовой части. Но пока что итоговая аттестация – «лотерея», как ее любят называть учителя, выпускники и родители.

Автор: Наталия Гончарова

Добавить комментарий