Arctic Mоnkeys: 8 лет со дня революционного Интернет-дебюта

Музыкальный обозреватель отмечает восьмилетие альбома «Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not». Arctic Monkeys дебютировали с ним успешнее, чем в свое время the Beatles. И все благодаря Интернету!

Когда пришёл новый век, мне было шесть, я жил на полярном круге и пытался перейти с «Дискотеки авария» на «Наутилус Помпилиус». Сейчас мне девятнадцать, я живу в Москве, и кто-то считает, что я разбираюсь в музыке. Это не так. Просто за эти 13 лет появилась музыка, в которой хочется разбираться.

Она родилась на рубеже веков в Британии из другого потрясающего стиля – брит-попа. Брит-поп захватил мир, и это означало, что захватывать больше нечего.

Британский рок ушёл в гаражи, чтобы с помощью несложной алхимии доказать: музыка в припеве, каждом из куплетов, а также между ними, может отличаться. Если вы Ноэл Галлахер из Oasis, вы ещё можете работать монотонной фонограммой для своего брата Лиама, потому что эта «фонограмма» известна и любима во всем мире, а вы её в своё время создали.

Но если вы Пит Догерти, вам не хочется быть на кого-то похожим. И тогда вы создаёте группу The Libertines и ведёте инди-рок в новый век. Конечно, не в одиночку, и, конечно, только на один шаг.

The Libertines придали музыке угловатость, а угловатости – гармонию. Arctic Mоnkeys добавили драйв. Чёткость и громкость без шума и ярости. Первый эксперимент – «Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not» – влюбил людей в новую великую (как потом выяснится) группу. А уже через год Алекс Тёрнер (лидер Arctic Mоnkeys) споёт про жёлтые кирпичи и создаст памятник своей музыке – альбом «Favourite Worst Nightmare». Но сейчас не о нём.

Дебютная пластинка «Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not» вышла ровно восемь лет назад – 23 января 2006-го. Хочется надеяться, что я уже объяснил, почему эту дату стоит помнить и писать о ней.

Вот она, история XXI века: группа, пробившаяся на большую сцену благодаря одному Интернету, издала самый продаваемый дебютный альбом в истории британской музыки.

arctic-monkeys

Этот альбом – и есть воплощение инди-рока. Потому что инди-рок – это эксперименты в рамках классики. Гитары, бас, барабаны, минимум синтетики. Вас окунают в новое, не бросая в неизведанное. Это звучит знакомо (от близости к классике) и волнующе (от новизны).

Вокал Тёрнера дарил песням душевность и очищал их от «экспериментов ради экспериментов», что по-житейски называется «извращениями» и всё активнее применяется в современной музыке.

Мой вам совет: не пытайтесь знакомиться с Monkeys именно с этой пластинки. Возьмите хиты. Распробуйте. И после этого – пожалуйста, включайте «When the sun goes down» или «Still take you home». В данном случае я полагаюсь только на собственный опыт, но другого у меня нет – невозможно познакомиться с одним и тем же альбомом дважды…

Слушая все последующие пластинки Arctic Monkeys, вы влюбляетесь. Слушая «Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not», вы осознаёте величие. В этот момент совершенно не важно, что многие песни на этом альбоме копируют друг друга.

Это заблуждение, что хорошая музыка уничтожается конвейером. И брит-попа, к которому я отнёсся снисходительно в начале текста, это тоже касается.

 

Текст: Артём БОРИСОВ

Добавить комментарий